В сеттинге Второй Мировой Войны вышло немало интересных игровых проектов. Некоторые из них образовали целые франшизы, популярные на протяжении многих лет. Одна из них – Wolfenstein, легендарная серия игр, не один раз задававшая тренд развития игровых жанров. Корни ее уходят в 70-е года прошлого века, а с момента выхода первого проекта прошло уже более 40 лет. Начиналось все с небольшой платформенной стелс-аркады, и ее создатели сами не смогли бы предположить, во что вырастет их детище. Пора вспомнить тернистый путь родоначальника жанра шутеров.
Что из себя представляет знаменитая франшиза?
Во вселенной Wolfenstein все игры серии, кроме первых двух, представляют собой шутер от первого лица с элементами стелс. Действие происходит вокруг главного протагониста серии, солдата американской армии Уильяма Бласковица, сражающегося против солдат фашистской Германии. Все части полностью основаны на сеттинге Второй Мировой Войны и будущего после нее. Первые проекты разрабатывались исключительно для ПК, впоследствии франшиза стала мультиплатформенной, дойдя даже до выпуска продукта под VR-очки.
Как создавались игры серии
Краткая предыстория
Между выходами знаковых частей серии проходило много времени. Отправной точкой служит 1978 год, когда будущий создатель первой игры, Сайлас Уорнер, увлекся программированием на Apple 2. Он с 1961 года мечтал о создании игры по мотивам фильма “Пушки острова Наварон”. Основав со своими товарищами студию Muse Software, он приступил к разработке нового проекта. За основу была взята концепция популярной в те годы аркады Berzerk.
Первые игры
Castle Wolfenstein выпустили в сентябре 1981 года. На первый взгляд, это была типичная экшен-аркада, но… Внешне ничем не отличающаяся от своих конкурентов, игра снискала небывалый успех, разойдясь тиражом в 20 тысяч копий. Секрет крылся в прорывных, для своего времени, механиках. Это была первый проект, в котором использовались команды управления с помощью мыши. Игровой процесс разбавлялся возможностью использовать звуковые эффекты для обмана противников. Скрытное прохождение заложило основу для всего жанра стелс в видеоиграх.
Сиквел не заставил себя долго ждать. Через три года состоялся выход Beyond Castle Wolfenstein. Он пошел по стопам всех продолжений, сделанных под влиянием высоких продаж оригинала. Графика не получила значительных улучшений, уровень сложности был занижен, новые возможности геймплея не удивляли игроков. Первый успех повторить не удалось. В 1987 году студия Muse Software закрылась.
Перерождение в классический шутер
После банкротства основной студии, права на название были проданы id Software. Это был счастливый билет для франшизы “Волчьего камня”. Братья Кармак и Джон Ромеро разглядели огромный потенциал в продукте, который, казалось, уже отправился на свалку истории. Так, в 1992 году, на свет появился Wolfenstein 3D – шутер от первого лица. Игра стала классикой, на которую, впоследствии, равнялись все шутеры 90-х. Прорывной геймплей с псевдотрехмерной графикой предлагал пользователям совершенно новые ощущения. Вместо распространенных медленных стратегий и аркад, геймеры получали заряд адреналина, быстро бегая по уровням и отстреливая врагов. Все это веселье продолжалось 6 эпизодов, в каждом было по 9 миссий. Для того времени игра была неприлично длинной, между уровнями показывались текстовые сюжетные вставки, впервые представляющие главного героя.
После выхода дополнения Spear of Destiny, серия опять взяла паузу. Студия-разработчик переключилась на другие шутеры, и выход новой игры состоялся уже в 21 веке. Return to Castle Wolfenstein (2001) перенесла действие в полноценный трехмерный мир. Сюжетную ветку значительно расширили, добавив проработанного антагониста с сильной предысторией. Пользователям был доступен и мультиплеер. В нем была реализована классовая система юнитов, что добавило популярности среди пользователей сети. Помимо привычного ураганного экшена, создатели заложили в геймплей режим стелс-прохождения. Прошлое и будущее франшизы слились воедино.
Развитие идей и современные проекты
В нулевые годы франшиза радовала своих поклонников в основном дополнениями, вроде многопользовательской Wolfenstein Enemy Territory (2003). Издавались и вариации для мобильных телефонов, в частности Wolfenstein RPG (2008). Следующий большой номерной проект вышел в 2009 году. Назывался он просто Wolfenstein. Разработчики пошли на риск, добавив в игровой процесс множество новинок и побочных заданий. Это замедлило развитие сюжетной кампании, но дало толчок к информационному наполнению серии. В сообществе геймеров новую часть приняли прохладно, из-за очевидных недоработок. Для поддержания высокой планки качества серии требовалось больше свежих идей.
Они были реализованы в Wolfenstein The New Order (2014). Шведская студия MachineGames сумела качественно преобразить серию, сохранив при этом ее дух. Сюжетный упор был сделан на свойственную всем современным экшенам кинематографичность. А в плане нетривиальности геймплея новая часть могла дать солидную фору всем новинкам индустрии середины 10-х. Спустя месяц после выхода было продано 400 копий, а это значило, что выход продолжения неизбежен.
Между двумя номерными частями Wolfenstein вышел небольшой сюжетный приквел – The Old Blood (2015). В нем игроков погружали в сеттинг исследования таинственного замка нацистов из первых частей. Возвращение к истокам серии получилось успешным, правда жесткие сроки сдачи игры явно повлияли на сюжет, ставший плоским и предсказуемым.
Новая Wolfenstein 2 получила подзаголовок The New Colossus (2017). Сюжет продолжал историю основного протагониста. В игровой процесс были добавлены любопытные модели оружия, с помощью которых игроки могли значительно влиять на окружение. Баланс нововведений и уже отточенных формул помог сиквелу прочно застолбить за серией статус одного из главных шутеров нового поколения.
С тех пор крупных проектов не выходило. В 2019 году была выпущен спин-офф предыдущих частей – Wolfenstein Youngblood. “Фишкой” игры стал кооперативный режим прохождения сюжетной компании. Играть можно было как вдвоем, с товарищем по сети, так и взяв в партнеры ii. Вместе с ней вышел одиночный проект для VR-очков – Wolfenstein:Cyberpilot. Его релиз подтвердил амбиции создателей, и их готовность к использованию новых технологий в производстве игр. С тех пор серия встала на паузу. Но, согласно слухам, анонс следующего проекта по вселенной не заставит себя долго ждать.
Главные действующие лица серии
Протагонист
Бессменный главный герой – Уильям “Би Джей” Бласковиц. За десяток игр его биография менялась не раз, но в основном все сюжетные ветки подают его как американского шпиона. В первых частях он оказывался в плену у фашистских войск и сбегал оттуда. Затем задача усложнилась. Ему пришлось партизанить в тылу вражеских войск, красть секретные документы, устраивать охоту за нацистскими лидерами. После войны Би Джей входил в состав секретной организации “Освобождение”. Согласно альтернативной версии истории, Третий Рейх одержал победу во Второй Мировой Войне, а очаги сопротивления союзных войск сформировали эту организацию для дальнейшей борьбы с нацизмом.
Антагонисты
Главному герою приходилось сталкиваться со множеством врагов, в том числе и с реальными историческими личностями. Свести счеты с Бласковицем пытались Гитлер, Гиммлер и король Генрих 1. Но самым узнаваемым злодеем серии стал генерал Вильгельм Штрассе, по прозвищу “Череп”. Бывший ученый, из-за трагических событий сошедший с ума, появляется в 4 частях. Острый ум, гениальные идеи и характер типичного маньяка – Череп надолго запал в душу каждого игрока.
Как франшиза смогла прожить более 40 лет?
Секрет долголетия прост, и состоит из 3 пунктов.
- Свежий взгляд на каждый новый большой проект по вселенной.
- Все части следуют строгим канонам жанра.
- Упор на качество, а не количество игр.
Разработчики идут в ногу со временем, находя при этом устойчивый баланс между новыми идеями и сохранением духа и традиций классических частей. Игровой процесс обновляется, не нарушая при этом механизмы вовлечения игроков в атмосферу эстетики 40-х и 60-х годов. А сюжетные кампании являются одними из самых проработанных и интересных среди множества современных шутеров. За развитием событий в альтернативной исторической реальности всегда интересно наблюдать.
Заключение
Создатели Wolfenstein выбрали правильный путь. Они не гонятся за ежегодной прибылью, доводят свежую часть до совершенства, и затем выпускают в продажу. Каждый новый проект делается по 3-4 года, зато не теряет в качестве и не опускается до слепого копирования предыдущих формул. Ориентировка на конечный результат идет франшизе только во благо, и, при сохранении подобного курса, серия игр еще долго будет радовать фанатов и простых геймеров новым контентом.